Акмеизм (от греч. akmē — цветение, высшая точка, острие) или адамизм — литературное течение, возникшее в России в 1912 году как реакция на символизм. Оно противопоставило мистической многозначности символов ясность, конкретность и земную красоту. Акмеизм стал одним из ярких явлений «Серебряного века», хотя и просуществовал недолго — с 1912 по 1914 годы.
Период существования — 1912 — 1914-е гг.
Акмеизм оформился в России благодаря деятельности литературного объединения «Цех поэтов», созданного Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким. Первое заседание «Цеха» состоялось 20 октября 1911 года в Санкт-Петербурге и собрало узкий круг приглашённых литераторов. Изначально группа не позиционировала себя как новое течение и не имела манифеста. Лишь в 1912 году участники «Цеха» осознали свою общность и провозгласили акмеизм как направление. В 1913 году вышли ключевые манифесты: статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и эссе Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», где были сформулированы основные принципы акмеизма.
Почему акмеизм?
-
- Некоторые связывают его с псевдонимом Анны Ахматовой (akmatus на латыни, от греч. akmē — острие, вершина), подчеркивая её роль в движении.
- Другие считают, что термин предложил Городецкий, отсылая к образу Адама — первого человека, символизирующего первозданную чистоту восприятия мира. Гумилёв поддерживал эту идею, называя акмеизм «адамизмом».
Оба объяснения отражают суть направления: стремление к ясности и возвращение к простоте бытия.
Предпосылки возникновения акмеизма
Акмеизм возник в условиях культурных и литературных изменений начала XX века:
- Спад поэтического подъема 1890-х: Усталость от декаданса и мистики символизма.
- Упадок символизма: Его усложнённость и туманность перестали отвечать запросам нового поколения поэтов.
- Желание конкретности: Потребность в ясных, осязаемых образах вместо абстрактных символов.
Эти факторы подтолкнули акмеистов к созданию поэзии, ценящей земную реальность и красоту повседневности.
Представители Акмеизма:
- Представители акмеизма: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Георгий Нарбут.
- Анна Ахматова
- Осип Мандельштам
- Николай Гумилев
- Те, кто только принимал участие в «Цехе поэтов»: Г. Адамович, Василий Гиппиус, Владимир Гиппиус, М. Кузмин, В. Хлебников
- Василий Гиппиус
- Владимир Гиппиус
- Велимир Хлебников
Печатные издания акмеистов:
В введении символистов были печатные издания: журнал «Аполлон», журнал и издательство «Гиперборей».
Черты и особенности акмеизма:
- Преобразование реальности: Стремление облагородить несовершенство жизни через искусство.
- Самоценность явлений: Каждая деталь (вещь, образ, момент) имеет значение сама по себе.
- Ясность языка: Чёткость и точность вместо символистской многозначности.
- Камерность: Поэзия для узкого круга ценителей, а не массового читателя.
- Эстетизм: Упор на красоту формы и содержания.
- Первозданность чувств: Идеализация простоты и искренности «адамического» восприятия.
- Отчётливость образов: Конкретные, осязаемые картины, как в «Tristia» Мандельштама.
Краткая таблица по акмеизму:
Акмеизм | |
---|---|
Период | 1912 - 1914-е гг |
Представители | Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Георгий Нарбут |
Особенности |
|
Понимание акмеизма важно для анализа текстов «Серебряного века» на ЕГЭ по литературе. Стихи Гумилёва, Ахматовой или Мандельштама часто встречаются в заданиях, и знание черт направления помогает раскрыть их замысел. Например, ясность образов в «Камне» Мандельштама контрастирует с мистикой символизма Блока.