Акмеизм в литературе

Акмеизм (от греч. akmē — цветение, высшая точка, острие) или адамизм — литературное течение, возникшее в России в 1912 году как реакция на символизм. Оно противопоставило мистической многозначности символов ясность, конкретность и земную красоту. Акмеизм стал одним из ярких явлений «Серебряного века», хотя и просуществовал недолго — с 1912 по 1914 годы.

Акмеисты

Период существования — 1912 — 1914-е гг.

Акмеизм оформился в России благодаря деятельности литературного объединения «Цех поэтов», созданного Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким. Первое заседание «Цеха» состоялось 20 октября 1911 года в Санкт-Петербурге и собрало узкий круг приглашённых литераторов. Изначально группа не позиционировала себя как новое течение и не имела манифеста. Лишь в 1912 году участники «Цеха» осознали свою общность и провозгласили акмеизм как направление. В 1913 году вышли ключевые манифесты: статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и эссе Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», где были сформулированы основные принципы акмеизма.

Собрание «Цеха поэтов»

Почему акмеизм?

    • Некоторые связывают его с псевдонимом Анны Ахматовой (akmatus на латыни, от греч. akmē — острие, вершина), подчеркивая её роль в движении.
    • Другие считают, что термин предложил Городецкий, отсылая к образу Адама — первого человека, символизирующего первозданную чистоту восприятия мира. Гумилёв поддерживал эту идею, называя акмеизм «адамизмом».

Оба объяснения отражают суть направления: стремление к ясности и возвращение к простоте бытия.

Другие литературные направления XX века: символизм, имажинизм, футуризм.

Предпосылки возникновения акмеизма

Акмеизм возник в условиях культурных и литературных изменений начала XX века:

  • Спад поэтического подъема 1890-х: Усталость от декаданса и мистики символизма.
  • Упадок символизма: Его усложнённость и туманность перестали отвечать запросам нового поколения поэтов.
  • Желание конкретности: Потребность в ясных, осязаемых образах вместо абстрактных символов.

Эти факторы подтолкнули акмеистов к созданию поэзии, ценящей земную реальность и красоту повседневности.

Представители Акмеизма:

  • Представители акмеизма: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, Георгий Нарбут.
  • Те, кто только принимал участие в «Цехе поэтов»: Г. Адамович, Василий Гиппиус, Владимир Гиппиус, М. Кузмин, В. Хлебников

Печатные издания акмеистов:

В введении символистов были печатные издания: журнал «Аполлон», журнал и издательство «Гиперборей».

Черты и особенности акмеизма:

  • Преобразование реальности: Стремление облагородить несовершенство жизни через искусство.
  • Самоценность явлений: Каждая деталь (вещь, образ, момент) имеет значение сама по себе.
  • Ясность языка: Чёткость и точность вместо символистской многозначности.
  • Камерность: Поэзия для узкого круга ценителей, а не массового читателя.
  • Эстетизм: Упор на красоту формы и содержания.
  • Первозданность чувств: Идеализация простоты и искренности «адамического» восприятия.
  • Отчётливость образов: Конкретные, осязаемые картины, как в «Tristia» Мандельштама.

Краткая таблица по акмеизму:

Акмеизм
Период1912 - 1914-е гг
ПредставителиН. Гумилев,
С. Городецкий,
А. Ахматова,
О. Мандельштам,
М. Зенкевич,
Георгий Нарбут
Особенности

  • преобразование жизненных явлений;

  • самоценность каждого явления;

  • точность слова;

  • камерность;

  • эстетизм;

  • идеализация чувств Адама;

  • ясные образы.

Понимание акмеизма важно для анализа текстов «Серебряного века» на ЕГЭ по литературе. Стихи Гумилёва, Ахматовой или Мандельштама часто встречаются в заданиях, и знание черт направления помогает раскрыть их замысел. Например, ясность образов в «Камне» Мандельштама контрастирует с мистикой символизма Блока.