Художественный образ — это творчески переосмысленные автором явления действительности, воплощенные в произведении искусства. Он возникает в результате взаимодействия реального мира с внутренним восприятием писателя и служит формой отражения жизни через призму искусства. Художественный образ не просто копирует реальность, а преображает её, наделяя новыми смыслами, эмоциями и символикой, что делает его ключевым элементом литературы.

Образ-символ Ветка сирени в романе «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» ветка сирени — яркий пример образа-символа. Она появляется в сцене, где Ольга Ильинская срывает её и роняет перед Обломовым, что становится метафорой их зарождающихся чувств. Сирень символизирует весну, любовь и надежду, но её быстротечное увядание намекает на обреченность отношений героев. Этот образ отражает авторскую идею о невозможности преодоления инертности Обломова, подчеркивая его внутреннюю слабость. Таким образом, ветка сирени не просто деталь, а символический ключ к пониманию текста.
Особенности художественного образа:
- Неотделимость от прообраза: Образ всегда связан с реальным прототипом (человеком, событием, предметом), который послужил основой для творческой переработки. Например, образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Толстого отчасти вдохновлен реальными женщинами из окружения автора.
- Отражение авторской позиции: Через образ писатель выражает своё отношение к миру, будь то восхищение, критика или философское осмысление. Так, образ Бazarovа в «Отцах и детях» Тургенева отражает авторский взгляд на нигилизм.
- Функциональность символа: Образ часто несет символический смысл, обогащая текст дополнительными значениями. Например, ветка сирени в романе Гончарова «Обломов» символизирует мимолетность счастья и хрупкость чувств.
- Типология: Образы делятся на авторские, рожденные уникальным мироощущением писателя (например, Мастер у Булгакова), и традиционные, заимствованные из мифов, легенд или фольклора (например, образ змея в сказках).
*- Прообраз — тот, кто послужил основой для создания литературного героя; прототип.
Типы художественного образа
По предметному содержанию:
Герои | система образов персонажей (образ Евгения Онегина) |
---|---|
Предметы | софа в комнате Раскольникова и его пальто |
Природа | пейзаж в "Слове о полку Игореве" |
Время и пространство | образы ночи, дня; пути. |
Индивидуальные образы | Неповторимые образы, созданные автором на основе индивидуальных предпочтений ( образ Демона Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарита". |
---|---|
Характерные образы | Обобщающий образ каких-либо лиц в определенную эпоху/время (персонажи драм А. Н. Островского) |
Типичные образы | Образцовые образы для определенного времени ( Гамлет, Обломов) |
Образы - мотивы | Темы, которые часто встречаются в творчестве того или иного автора ("Прекрасная Дама" А. Блока, ночь А. Фета) |
Образы - символы | Самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл. Их понимание раскрывает подтекст произведения. (Ветка сирени в романе "Обломов") |
Топосы | Общие образы, типы героев, создаваемые в литературе целой эпохи ( "лишний человек", "маленький человек") |
Архетипы | Общечеловеческие образы, передающиеся из поколения в поколение (мифы, легенды). |
В контексте ЕГЭ по литературе понимание художественного образа помогает анализировать произведения, находить авторский замысел и аргументировать свои выводы в сочинениях. Знание типов и особенностей образов облегчает работу с текстами из кодификатора, таких как «Гроза», «Мертвые души» или «Мастер и Маргарита».