Художественный образ

Художественный образ — это творчески переосмысленные автором явления действительности, воплощенные в произведении искусства. Он возникает в результате взаимодействия реального мира с внутренним восприятием писателя и служит формой отражения жизни через призму искусства. Художественный образ не просто копирует реальность, а преображает её, наделяя новыми смыслами, эмоциями и символикой, что делает его ключевым элементом литературы.

Ветка сирени

Образ-символ Ветка сирени в романе «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» ветка сирени — яркий пример образа-символа. Она появляется в сцене, где Ольга Ильинская срывает её и роняет перед Обломовым, что становится метафорой их зарождающихся чувств. Сирень символизирует весну, любовь и надежду, но её быстротечное увядание намекает на обреченность отношений героев. Этот образ отражает авторскую идею о невозможности преодоления инертности Обломова, подчеркивая его внутреннюю слабость. Таким образом, ветка сирени не просто деталь, а символический ключ к пониманию текста.

Особенности художественного образа:

  • Неотделимость от прообраза: Образ всегда связан с реальным прототипом (человеком, событием, предметом), который послужил основой для творческой переработки. Например, образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Толстого отчасти вдохновлен реальными женщинами из окружения автора.
  • Отражение авторской позиции: Через образ писатель выражает своё отношение к миру, будь то восхищение, критика или философское осмысление. Так, образ Бazarovа в «Отцах и детях» Тургенева отражает авторский взгляд на нигилизм.
  • Функциональность символа: Образ часто несет символический смысл, обогащая текст дополнительными значениями. Например, ветка сирени в романе Гончарова «Обломов» символизирует мимолетность счастья и хрупкость чувств.
  • Типология: Образы делятся на авторские, рожденные уникальным мироощущением писателя (например, Мастер у Булгакова), и традиционные, заимствованные из мифов, легенд или фольклора (например, образ змея в сказках).

*- Прообраз — тот, кто послужил основой для создания литературного героя; прототип.

Типы художественного образа

По предметному содержанию:

Героисистема образов персонажей (образ Евгения Онегина)
Предметысофа в комнате Раскольникова и его пальто
Природапейзаж в "Слове о полку Игореве"
Время и пространствообразы ночи, дня; пути.
По характеру обобщенности:

Индивидуальные образы Неповторимые образы, созданные автором на основе индивидуальных предпочтений ( образ Демона Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарита".
Характерные образы Обобщающий образ каких-либо лиц в определенную эпоху/время (персонажи драм А. Н. Островского)
Типичные образыОбразцовые образы для определенного времени ( Гамлет, Обломов)
Образы - мотивыТемы, которые часто встречаются в творчестве того или иного автора ("Прекрасная Дама" А. Блока, ночь А. Фета)
Образы - символыСамостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл. Их понимание раскрывает подтекст произведения. (Ветка сирени в романе "Обломов")
ТопосыОбщие образы, типы героев, создаваемые в литературе целой эпохи ( "лишний человек", "маленький человек")
АрхетипыОбщечеловеческие образы, передающиеся из поколения в поколение (мифы, легенды).

В контексте ЕГЭ по литературе понимание художественного образа помогает анализировать произведения, находить авторский замысел и аргументировать свои выводы в сочинениях. Знание типов и особенностей образов облегчает работу с текстами из кодификатора, таких как «Гроза», «Мертвые души» или «Мастер и Маргарита».