Среди систем стихосложения выделяют силлабо-тоническую, силлабическую, тоническую и метрическую.
Для подготовки к ЕГЭ по литературе Вам необходимо понимать и знать только силлабо-тоническую систему. А для тех, кому интересно узнать все грани поэтического искусства, воспользуйтесь содержанием на данной странице и переходите по необходимым Вам системам.
Знаком ‿ обозначается слабый слог, символом — обозначается сильный.
Оглавлениение
Силлабо-тоническая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения — организация стиха, основанная на одинаковом количестве ударных и безударных слогов в стихотворных строках. Чередование ударных и безударных слогов создают стопы, которые образуют размеры стиха: двусложные — хорей, ямб; трехсложные — дактиль, амфибрахий, анапест; четырехсложные — пеон.
Данную систему стихосложения основали и внедрили русские ученые В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.
Реформа Тредиаковского-Ломоносова
Поиски новой системы стихосложения были обусловлены небывалым до того ростом русской культуры и желанием найти более ритмичный размер для торжественного длинного стиха.
В 1735 г. Тредиаковский выпустил книгу «Новый краткий способ к сложению российских стихов», где изложил теоретические основы стиха и способы его усовершенствования. Он первый ввел понятие «стопы» как ритмической единицы, состоящей из одного ударного и безударного слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
Тредиаковский был уверен, что для коротких стихов возможно оставить прежнюю существовавшую силлабическую систему, где расположение ударных слогов существенной роли не играют, а важны постоянные ударения в конце стиха или перед паузой (цезурой). В длинных стихах Тредиаковский предложил сохранить тринадцать слогов, обязательность женских рифм, паузу (цезуру) на седьмом слоге и провозгласить для таких героических стихов хорей.
Свой тринадцатисложник Тредиаковский назвал гекзаметром (со временем изменил точку зрения и стал первым из российских поэтов, кто обратился к предложенной Ломоносовым дактило-хореической форме).
Схема для героического стиха (гекзаметра) Тредиаковского выглядит так:
Ломоносов, который работал параллельно с Тредиаковским, прислал в Россию из Германии «Оду … на победу над турками и татарами и на взятие Хотина» , где ритмическая основа стиха — урегулированное чередование ударных и безударных слогов. К оде он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства», которое разрушало силлабическую систему стиха, сохраненную Тредиаковским в коротких стихах, до конца. Ломоносом ввел в практику тонический стих на замену силлабическому (некоторые формы этого стиха были заимствованы им из немецкой поэзии).
Русский гекзаметр, созданный Тредиаковским, Ломоносов также подверг изменениям (т.е хореическую схему стиха заменила дактило-хореическая форма), его схема выглядела так:
в 1752 г. Тредиаковский выпустил второе издание своего трактата, где принял многие положения, развитые Ломоносовым в «Письме». Таким образом, с 1750 х годов в России закрепилась силлабо-тоническая система стихосложения.
Силлабическая система стихосложения
Силлабическая система — организация стиха, основанная на постоянстве стоящего ударения. Присуща языкам с фиксированным и постоянным ударением (французский, чешский, польский, итальянский).
В силлабической системе возможны акцентные константы, т.е постоянные ударения в конце стиха или перед цезурой.
Постоянные ударения перед цезурой возникают тогда, когда эта пауза возможна — цезура появляется только в многосложных стихах. Классический польский тринадцатисложник имел цезуру после седьмого слога и делил ее на две части — семь и шесть слогов. Французский двенадцатисложник (александрийский стих) цезура стоит после шестого слога, деля стих пополам.
Расположение ударных слогов в силлабической системе существенной роли не играют.
Русский силлабический стих
Силлабический стих в России утвердился со второй половины XVII века, когда проявилась тенденция к сближению по количеству слогов смежных рифмующихся стихов — так называемый «относительный силлабизм». Именно Симеон Полоцкий после объединения Киева с Россией передал свой опыт силлабического стихосложения русским авторам.
У Симеона были разработанные размеры:
- одиннадцатисложник с цезурой (//) на пятом слоге («Пиянство»)
Человек некий //винопийца бяше,
Меры в питии //хранити не знаше.
Темже многажды //повнегда упися,
В очию его //всяка вещь двоися.
- тринадцатисложник с цезурой (//) на седьмом слоге («Пособие»)
Егда нужду ближнего //своего узриши,
Пособие скорое// ему да твориши
Силлабическим стихом писали в России Тредиаковский, Кантемир (тринадцатисложник с цезурой на седьмом слоге).
В российском силлабическом стихе акцентная константа не образовалась, поскольку ударение в нашем языке подвижное. Читателю, впервые познакомившемуся с силлабическим стихом, он кажется прозой, поскольку ритмы почти нет. Б. В. Томашевский объяснил, что чуждый русскому языку силлабический стих удерживался в нашей стране благодаря особенной манере произношения: подчеркивали ритм, сильно выделяли окончания стихов и цезуры (произносились как молитвы нараспев). Именно поэтому он почти столетие был на пьедестале поэтического мастерства.
Тоническая система стихосложения
Тоническая система — организация стиха, при которой ударные слоги повторяются, а безударные стоят неупорядоченно. Присуща языкам с подвижным ударением.
Издревле, в былинах, наши предки пользовались тонической системой (в каждой строке было по три сильных ударения, количество безударных было неупорядоченно).
Формы тонической системы стихосложения:
- акцентный стих
- дольник
- тактовик
(См. страницу размеров для полного ознакомления)
Метрическая система стихосложения
Метрическая система стихосложения — организация стиха, основанная на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов (долгий слог произносился в два раза дольше краткого). Такой системой стихосложения пользовались древнегреческий, латинский, арабский языки.
Краткий слог называли морой, долгий был равен двум морам. Мора — единица продолжительности произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе.
Комбинацию долгих и кратких слогов называли стопой.
Формы метрической системы стихосложения:
- трехморные стопы (трохей (хорей), ямб). Почему трехморный? Давайте посчитаем: хорей состоит из двух слогов — ударной и безударной. В античном стихе ударный был равен двум морам, а безударный одной море. Таким образом 2+1=3 — значит стопа трехморная и т.д;
- четырехморные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест), (диппирихий — четыре моры, четыре слога);
- пятиморные (пеон первый, пеон второй, пеон третий, пеон четвертый), (пять мор, три слога: бакхий , амфимакр — , палимбакхий);
- шестиморные (гекзаметр), ( шесть мор, три слога: молосс, шесть мор, четыре слога : ионик).
Задание ЕГЭ с данной терминологией
Задания напрямую с данной терминологией нет, однако, всегда можно использовать свои знания при написании сочинения.