Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
- Лексические повторы (намеренные повторы слов)
- Анафора
- Эпифора
- Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
- Параллелизм
- Антитеза
- Фразовые повторы (средство организации текста)
- Бессоюзие
- Многосоюзие
- Парцелляция
- Риторические фигуры
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
- Градация
- Инверсия
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Оглавлениение
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры: |
---|
"… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…", "Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей", "Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике...", "...звучал мне долго голос нежный...", "Какое привалило счастье Глупцу, шуту, бог весть кому", "Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино". |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
"Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым". "О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!.... О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!..." "Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?" "И если я волей себе покоряю людей, И если слетает ко мне по ночам вдохновенье, И если я ведаю тайны - поэт, чародей, Властитель вселенной - тем будет страшнее паденье.." "Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил" |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
"Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь" "Самое лучшее и дорогое - Родина. Горе твое - это наше горе, Родина" |
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
Примеры: |
---|
"Отказ идет как обещанье: Нет на словах - на деле да.", "Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять" "Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна", "И сердце засмеется и заплачет", "Находка таится в пропаже И радость таится в тоске" |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
"Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.", "И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней..." "Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи огней" |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
"Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?" "А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?" |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
"Замолкни, Муза мести и печали!", "О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик" |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
"О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!" "Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!" |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
"Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.", "верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?»", "В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет.", "«Есть божий суд...» — метель ревела в окна. «Есть божий суд...» — весной стонала Волга" |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
"Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.", "Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.", "Так люби. И целуй. И молчи.", "Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал...". |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
Примеры: |
---|
"Отказ идет как обещанье: Нет на словах - на деле да.", "Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять" "Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна", "И сердце засмеется и заплачет", "Находка таится в пропаже И радость таится в тоске" |
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: |
---|
"Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой", "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", "Не жалею, не зову, не плачу", "Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет" "И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?", "Все уныло, пусто, мертво, Все, куда ни кинем взгляд", "Что мне законы Бытия? Здесь философия простая: а что для них, по сути, я - так, - строчка, буква, запятая». |
Эллипсис
Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.
Примеры: |
---|
Мои все радости - в стакане, Мой гардероб лежит в ряду, Богатство - в часовом кармане, А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов находятся/лежат), "Богатство - в часовом кармане, А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов есть/ располагается) |
Бесссоюзие
Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
Примеры: |
---|
"Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной.", "Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока.", "Молись, молись! туман пройдет, Туман пройдет, звезда блеснет, Звезда блеснет приветнее, Приветнее, прилучнее!" |
Многосоюзие
Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Примеры: |
---|
"Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы", "Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям!", "Машина и пашет, и жнет, и молотит на славу." |
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?
- В заданиях 10 — 11.
Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?
- В задании 13.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)