Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи — это обороты речи, направленные на усиление выразительности текста. Их применение помогает привлечь внимание читателя, подчеркнуть значимость отдельных мыслей, сделать речь более яркой и запоминающейся.

Данный эффект достигается благодаря изменениям в синтаксисе и структуре речи: нарушается привычный порядок слов, усиливается ритмичность за счёт повторов, допускается избыточное или, наоборот, предельно скудное использование знаков препинания. Кроме того, фигуры речи могут строиться на сопоставлении и противопоставлении идей, на неожиданном сближении слов, на намеренной недосказанности или избыточности.

А вы знаете, почему это именно «фигуры» речи?

«Фигуры речи» называются так по аналогии с «фигурами» тела у античных риторов: естественным считался прямой порядок слов, а любые отклонения — «позы», то есть фигуры, придающие речи выразительность и особый эффект. В бытовой речи без них можно обойтись, но в художественной — они уместны и необходимы: именно фигуры (повторы, инверсия, риторические вопросы и др.) делают речь торжественной, лирической, гневной, мягкой и т. п., у каждой — своя функция и назначение.

Среди стилистических фигур речи можно выделить:

  • Фигуры прибавления
    • Анафора
    • Эпифора
    • Градация
    • Повтор
    • Многосоюзие
  • Фигуры убавления
    • Бессоюзие
  • Фигуры перестановки
    • Параллелизм
    • Инверсия
  • Фигуры мысли
    • Риторический вопрос
    • Риторическое восклицание
    • Риторическое обращение
    • Оксюморон
    • Антитеза

Для ЕГЭ по литературе необязательно знать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.

Анафора

Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.

Примеры:
«Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым».

«О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!….

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!…»

«Или на вас тя­го­тит преступление?
Или дру­зей клевета ядовитая?»

«И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..»

«Много дум я в ти­ши­не продумал,
Много песен про себя сложил»

Эпифора

Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).

Примеры:
«Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»

«Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина»

Градация

Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

Примеры:
«Возвращаюсь к природе, к себе,
К первозданной основе и сути
»

«И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть и жизнь
при встрече с ней…»

«Всё в ней дрожало, волновалось, пело.
И белый свет – как россыпи огней»

Повтор

Повтор — частичный или полный повтор слова, выражения, строки.

Примеры:
«Спят на борту грузовики,
спят краны»

«И тихо кружится корабль,
мы,
звезды,
и кружится весь океан
круг
за кругом»

«Но не сердитесь на меня
вы,
Надя,
и не сердитесь на меня
вы,
Марта»

«Мы русские. Мы дети Волги»

Многосоюзие

Многосоюзие — соединение слов с излишним использованием союзов.

Примеры:
«Но этот воздух смерти и свободы,
И розы, и вино, и счастье той зимы»

«Вошла, как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива,-
И шепот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!»

«Машина и пашет, и жнет,
и молотит на славу»

Бесссоюзие

Бессоюзие — соединение слов без использования союзов.

Примеры:
«Год был ягодный,
Год грибной
,
С яркой радугой
За спиной»

«Сидит торговка: ноги, груди,
Платочек, круглые бока
»

«Молись, молись! туман пройдет,
Туман пройдет, звезда блеснет,
Звезда блеснет приветнее,
Приветнее, прилучнее

Параллелизм

Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.

Примеры:
«Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел
»

«верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»


«В нем глядит подозрительно каждый портрет.
В нем насупился замкнуто каждый предмет
»

«Есть божий суд…» — метель ревела в окна.
«Есть божий суд…» — весной стонала Волга
»

Инверсия

Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке: подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается). Часто инвертируются подлежащее и сказуемое, выносится определение после определяемого, переносится обстоятельство или дополнение в позицию логического выделения.

Примеры:
«… и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные…
»

«Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей
»

«Дай бог лже­цам за­мкнуть уста,
глас божий слыша в дет­ском крике…
»

«…зву­чал мне долго голос нежный…»

«Какое при­ва­ли­ло счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому
»

«Здравствуй, волшебник лес,
Я полюбил давно
Сосен веселый плеск,
Ягод твоих вино
»

Риторический вопрос

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.

Примеры:
«Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?»

«А если это так, то что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Риторическое обращение

Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Примеры:
«Замолкни, Муза мести и печали!»

«О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик»

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.

Примеры:
«О, я при­вык к этим ризам
Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!»

«Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!»

Парцелляция

Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

Примеры:
«Очень трудно ему.
На войне было легче.
Жизнь идет.»

«Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.»

«Так люби. И целуй. И молчи.»

«Ветер.
Ветер.
Ветер тополиный
Золотую песню расплескал…»

Оксюморон

Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).

Примеры:
«Он так богато врет тебе
и так бедно

«Наступило вечное мгновенье»

«У нищего прошу на хлеб,
Богатому даю на бедность,

Грабителю вручаю — ключ,
Белилами румяню бледность»

«Мне и тогда на земле
Не было места!
Мне и тогда на земле
Всюду был дом»

«А у меня в глазах навек
Горячий снег, кровавый снег»

Антитеза

Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).

Примеры:
«Отказ идет как обещанье:
Нет на словах — на деле да»

«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»

«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»

«И сердце засмеется и заплачет»

«Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске»

Потренируемся?

  • В заданиях 6,7.
    Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?

  • В задании 8.
    Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)

Авторский БЕСПЛАТНЫЙ бот подготовки к ЕГЭ!

X