Стилистические фигуры речи — это обороты речи, направленные на усиление выразительности текста. Их применение помогает привлечь внимание читателя, подчеркнуть значимость отдельных мыслей, сделать речь более яркой и запоминающейся.
Данный эффект достигается благодаря изменениям в синтаксисе и структуре речи: нарушается привычный порядок слов, усиливается ритмичность за счёт повторов, допускается избыточное или, наоборот, предельно скудное использование знаков препинания. Кроме того, фигуры речи могут строиться на сопоставлении и противопоставлении идей, на неожиданном сближении слов, на намеренной недосказанности или избыточности.
А вы знаете, почему это именно «фигуры» речи?
«Фигуры речи» называются так по аналогии с «фигурами» тела у античных риторов: естественным считался прямой порядок слов, а любые отклонения — «позы», то есть фигуры, придающие речи выразительность и особый эффект. В бытовой речи без них можно обойтись, но в художественной — они уместны и необходимы: именно фигуры (повторы, инверсия, риторические вопросы и др.) делают речь торжественной, лирической, гневной, мягкой и т. п., у каждой — своя функция и назначение.
Среди стилистических фигур речи можно выделить:
- Фигуры прибавления
- Анафора
- Эпифора
- Градация
- Повтор
- Многосоюзие
- Фигуры убавления
- Бессоюзие
- Фигуры перестановки
- Параллелизм
- Инверсия
- Фигуры мысли
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
- Оксюморон
- Антитеза
Для ЕГЭ по литературе необязательно знать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Оглавлениение
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!…. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!…» «Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?» «И если я волей себе покоряю людей, И если слетает ко мне по ночам вдохновенье, И если я ведаю тайны — поэт, чародей, Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..» «Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил» |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» «Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина» |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути» «И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней…» «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. И белый свет – как россыпи огней» |
Повтор
Повтор — частичный или полный повтор слова, выражения, строки.
Примеры: |
---|
«Спят на борту грузовики, спят краны» «И тихо кружится корабль, мы, звезды, и кружится весь океан круг за кругом» «Но не сердитесь на меня вы, Надя, и не сердитесь на меня вы, Марта» «Мы русские. Мы дети Волги» |
Многосоюзие
Многосоюзие — соединение слов с излишним использованием союзов.
Примеры: |
---|
«Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы» «Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям!» «Машина и пашет, и жнет, и молотит на славу» |
Бесссоюзие
Бессоюзие — соединение слов без использования союзов.
Примеры: |
---|
«Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной» «Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока» «Молись, молись! туман пройдет, Туман пройдет, звезда блеснет, Звезда блеснет приветнее, Приветнее, прилучнее!» |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел» «верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?» «В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет» «Есть божий суд…» — метель ревела в окна. «Есть божий суд…» — весной стонала Волга» |
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке: подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается). Часто инвертируются подлежащее и сказуемое, выносится определение после определяемого, переносится обстоятельство или дополнение в позицию логического выделения.
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…» «Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей» «Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике…» «…звучал мне долго голос нежный…» «Какое привалило счастье Глупцу, шуту, бог весть кому» «Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино» |
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?» «А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!» «О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик» |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!» «Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!» |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.» «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.» «Так люби. И целуй. И молчи.» «Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал…» |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
Примеры: |
---|
«Он так богато врет тебе и так бедно!» «Наступило вечное мгновенье» «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность» «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом» «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег» |
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
Примеры: |
---|
«Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да» «Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять» «Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна» «И сердце засмеется и заплачет» «Находка таится в пропаже И радость таится в тоске» |
Потренируемся?
- В заданиях 6,7.
Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?

- В задании 8.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)
