Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Изобразительно-выразительные средства — это совокупность приёмов, с помощью которых автор делает текст более образным, ярким и выразительным. Они помогают не только создать наглядную и запоминающуюся картину, но и подчеркнуть эмоциональную окраску произведения, передать авторское отношение к изображаемым событиям и героям. Такие средства усиливают впечатление от прочитанного, делают художественную речь более многогранной и воздействующей на читателя.

Виды изобразительно-выразительных средств:

  • Тропы (слова в переносном значении) — помогают создать новые образы и ассоциации, оживляют речь:  аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет.
  • Стилистические фигуры речианафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
    градация, инверсия, риторические конструкции.
  • Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Лексические средства: архаизмы, диалектные и заимствованные слова, жаргонизмы, историзмы; неологизмы (включая индивидуально-авторские слова), просторечные слова, профессионализмы, антонимы, паронимы, синонимы.
  • Формальные средства стихотворной речи: строфика, размер, ритм.

Вам необходимо знать и различать все перечисленные приемы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл.

Аллегория

Аллегория — это художественный приём, заключающийся в передаче абстрактного понятия или идеи через конкретный образ. Аллегорическое изображение позволяет скрытым образом выражать сложные или отвлечённые мысли, превращая их в наглядные картины (например, изображение совы как символа мудрости).

Функции аллегории:

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов.
Лисаковарство
Волкжадность
Змеяковарство
Птицасвобода, освобождение
Весы, Фемидасправедливость, беспристрастность
Коса, Аид смерть

Гипербола

Гипербола — это намеренное, сознательное преувеличение свойств, размеров, силы или значения предмета или явления, используемое для усиления выразительности речи.

Гипербола — троп, противоположный литоте.

Функции гиперболы:

  • достижение комического или сатирического эффекта;
  • акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил,
И лишь мгновенье был с тобой»

«У меня
да и у вас,
в запасе вечность…»

«В сто сорок солнц закат пылал»

«Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу»

Литота

Литота — это противоположный гиперболе приём, заключающийся в чрезмерном преуменьшении характеристик предмета или явления. Литота используется для подчёркивания скромности, незначительности или для создания иронического, иногда комического эффекта.

Функции литоты:

  • акцентирование на незначительности какого-то явления;
  • создание особой выразительности;
  • достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил,
И лишь мгновенье был с тобой»

«Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков»

Метафора

Метафора — это скрытое сравнение, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства. В отличие от прямого сравнения, метафора не содержит сравнительных союзов («как», «словно»), а предполагает тождество образов (например, «золотые руки» — трудолюбие и мастерство).

Функции метафоры:

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел);

«И солнца желтые мечи
Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи);

«Лес полон тишины.
И желтых листьев.
Покинули природу
птичьи
стаи:
концертный зал
остался без артистов
» (лес как концертный зал);

«Сегодня прошёл замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой
» (дождик как гвоздик)

Метонимия

Метонимия — это перенос значения с одного предмета на другой по принципу смежности, то есть по их реальной связи или соприкосновению. Например, выражение «читать Пушкина» подразумевает чтение произведений писателя.

Функции метонимии:

  • заметное укорочение авторской мысли;
  • усиление выразительности.
Примеры:
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта);

«Измученный безумством Мельпомены,
Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)).

«Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли));

«Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота);

«Акварель в тисках старинного багета
казалась тусклой
» (багет — рама из багета);

«Послышав запах пенного» (пенное — спиртное).

Олицетворение

Олицетворение — это приём, заключающийся в наделении неживых предметов, явлений природы или абстрактных понятий свойствами живого существа: эмоциями, мыслями, действиями. Он делает картину более яркой и эмоционально насыщенной (например, «ветер поёт»).

Функции олицетворения:

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет

Лепит никем не лепленный бюст»

«Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится»

«И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги»

«Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится»

Синекдоха

Синекдоха — это разновидность метонимии, при которой часть обозначает целое или, наоборот, целое заменяет часть. Синекдоха позволяет создать эффект обобщения или концентрации внимания на важной детали (например, «все флаги в гости будут к нам» означает «все страны»).

Функции синекдохи:

  • насыщенность речи путем избежания повтора;
  • усиление образности;
  • демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры:
«Работая локтем , мы бежали» (локтем вместо локтями);

«Мы все глядим в Наполеоны » (все хотим быть известны, как Наполеон);

«Воды
Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки);

«И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз » (ликовали французы, а не один француз).

Сравнение

Сравнение — это приём сопоставления одного предмета или явления с другим на основе общего признака. Сравнение, в отличие от метафоры, выражается явно и чаще всего строится при помощи союзов «как», «словно», «будто», «точно» (например, «сильный как лев»).

Функции сравнения:

  • создание насыщенности речи;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я уезжаю от бездонности,
как будто есть чему-то дно»

«Еще мои воспринимания
меня, как струи, обдают»

«На меня ты, подбодряя словно, глянула»

«Я жил
подобно глупому щенку
»

«И плывут, серебрясь,
по топору
струги,
струги,
будто чайки поутру…»

Эпитет

Эпитет — это образное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, явления или героя. Эпитет не только уточняет предмет, но и эмоционально окрашивает его, создавая художественный образ (например, «синие зори», «горячее сердце»).

Функции эпитета:

  • акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;
  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Оперенный стих»;

«Раскаленный слог»;

«Гремучая доблесть»;

«Бренная пена»;

«Гранитные колена»
.

Потренируемся?

  • задания под номером 6, 7

Назовите средство иносказательной выразительности:

«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру

  • задание 8

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, код которыми они указаны.

  1. сравнение
  2. литота
  3. анафора
  4. эпитет
  5. оксюморон

Авторский БЕСПЛАТНЫЙ бот подготовки к ЕГЭ!

X