Изобразительно-выразительные средства — это совокупность приёмов, с помощью которых автор делает текст более образным, ярким и выразительным. Они помогают не только создать наглядную и запоминающуюся картину, но и подчеркнуть эмоциональную окраску произведения, передать авторское отношение к изображаемым событиям и героям. Такие средства усиливают впечатление от прочитанного, делают художественную речь более многогранной и воздействующей на читателя.
Виды изобразительно-выразительных средств:
- Тропы (слова в переносном значении) — помогают создать новые образы и ассоциации, оживляют речь: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет.
- Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
градация, инверсия, риторические конструкции. - Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Лексические средства: архаизмы, диалектные и заимствованные слова, жаргонизмы, историзмы; неологизмы (включая индивидуально-авторские слова), просторечные слова, профессионализмы, антонимы, паронимы, синонимы.
- Формальные средства стихотворной речи: строфика, размер, ритм.
Вам необходимо знать и различать все перечисленные приемы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл.
Оглавлениение
Аллегория
Аллегория — это художественный приём, заключающийся в передаче абстрактного понятия или идеи через конкретный образ. Аллегорическое изображение позволяет скрытым образом выражать сложные или отвлечённые мысли, превращая их в наглядные картины (например, изображение совы как символа мудрости).
Функции аллегории:
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
| Примеры: | |
|---|---|
| Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов. | |
| Лиса | коварство |
| Волк | жадность |
| Змея | коварство |
| Птица | свобода, освобождение |
| Весы, Фемида | справедливость, беспристрастность |
| Коса, Аид | смерть |
Гипербола
Гипербола — это намеренное, сознательное преувеличение свойств, размеров, силы или значения предмета или явления, используемое для усиления выразительности речи.
Гипербола — троп, противоположный литоте.
Функции гиперболы:
- достижение комического или сатирического эффекта;
- акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
- создание особой выразительности.
| Примеры: |
|---|
| «Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой» «У меня да и у вас, в запасе вечность…» «В сто сорок солнц закат пылал» «Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу» |
Литота
Литота — это противоположный гиперболе приём, заключающийся в чрезмерном преуменьшении характеристик предмета или явления. Литота используется для подчёркивания скромности, незначительности или для создания иронического, иногда комического эффекта.
Функции литоты:
- акцентирование на незначительности какого-то явления;
- создание особой выразительности;
- достижение комического или сатирического эффекта.
| Примеры: |
|---|
| «Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой» «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков» |
Метафора
Метафора — это скрытое сравнение, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства. В отличие от прямого сравнения, метафора не содержит сравнительных союзов («как», «словно»), а предполагает тождество образов (например, «золотые руки» — трудолюбие и мастерство).
Функции метафоры:
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
| Примеры: |
|---|
| «Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи: концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Метонимия
Метонимия — это перенос значения с одного предмета на другой по принципу смежности, то есть по их реальной связи или соприкосновению. Например, выражение «читать Пушкина» подразумевает чтение произведений писателя.
Функции метонимии:
- заметное укорочение авторской мысли;
- усиление выразительности.
| Примеры: |
|---|
| «Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта); «Измученный безумством Мельпомены, Я в этой жизни жажду только мира…» ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)). «Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли)); «Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота); «Акварель в тисках старинного багета казалась тусклой» (багет — рама из багета); «Послышав запах пенного» (пенное — спиртное). |
Олицетворение
Олицетворение — это приём, заключающийся в наделении неживых предметов, явлений природы или абстрактных понятий свойствами живого существа: эмоциями, мыслями, действиями. Он делает картину более яркой и эмоционально насыщенной (например, «ветер поёт»).
Функции олицетворения:
- усиление образности;
- создание выразительности;
- отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
| Примеры: |
|---|
| «Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст» «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится» «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится» |
Синекдоха
Синекдоха — это разновидность метонимии, при которой часть обозначает целое или, наоборот, целое заменяет часть. Синекдоха позволяет создать эффект обобщения или концентрации внимания на важной детали (например, «все флаги в гости будут к нам» означает «все страны»).
Функции синекдохи:
- насыщенность речи путем избежания повтора;
- усиление образности;
- демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
| Примеры: |
|---|
| «Работая локтем , мы бежали» (локтем вместо локтями); «Мы все глядим в Наполеоны » (все хотим быть известны, как Наполеон); «Воды Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки); «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз » (ликовали французы, а не один француз). |
Сравнение
Сравнение — это приём сопоставления одного предмета или явления с другим на основе общего признака. Сравнение, в отличие от метафоры, выражается явно и чаще всего строится при помощи союзов «как», «словно», «будто», «точно» (например, «сильный как лев»).
Функции сравнения:
- создание насыщенности речи;
- создание особой выразительности.
| Примеры: |
|---|
| «Я уезжаю от бездонности, как будто есть чему-то дно» «Еще мои воспринимания меня, как струи, обдают» «На меня ты, подбодряя словно, глянула» «Я жил подобно глупому щенку» «И плывут, серебрясь, по топору струги, струги, будто чайки поутру…» |
Эпитет
Эпитет — это образное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, явления или героя. Эпитет не только уточняет предмет, но и эмоционально окрашивает его, создавая художественный образ (например, «синие зори», «горячее сердце»).
Функции эпитета:
- акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
| Примеры: |
|---|
| «Оперенный стих»; «Раскаленный слог»; «Гремучая доблесть»; «Бренная пена»; «Гранитные колена». |
Потренируемся?
- задания под номером 6, 7
Назовите средство иносказательной выразительности:
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру
- задание 8
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, код которыми они указаны.
- сравнение
- литота
- анафора
- эпитет
- оксюморон


