Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в  конструкции предложения.

Среди стилистических фигур речи можно выделить*:

  • Лексические повторы (намеренные повторы слов)
    • Анафора
    • Эпифора
  • Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
    • Параллелизм
    • Антитеза
  •  Фразовые повторы (средство организации текста)
    • Бессоюзие
    • Многосоюзие
    • Парцелляция
  • Риторические фигуры
    • Риторический вопрос
    • Риторическое восклицание
    • Риторическое обращение
  • Градация
  • Инверсия

* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.

Инверсия

Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).

Примеры:
"… и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные…
",

"Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей
",

"Дай бог лже­цам за­мкнуть уста,
глас божий слыша в дет­ском крике...
",

"...зву­чал мне долго голос нежный...",

"Какое при­ва­ли­ло счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому
",

"Здравствуй, волшебник лес,
Я полюбил давно
Сосен веселый плеск,
Ягод твоих вино
".

Анафора

Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.

Примеры:
"Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым".

"О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!....

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!..."

"Или на вас тя­го­тит преступление?
Или дру­зей клевета ядовитая?"

"И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны - поэт, чародей,
Властитель вселенной - тем будет страшнее паденье.."

"Много дум я в ти­ши­не продумал,
Много песен про себя сложил"

Эпифора

Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).

Примеры:
"Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь"

"Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина"

Антитеза

Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).

Примеры:
"Отказ идет как обещанье:
Нет на словах - на деле да.",

"Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять"

"Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна",

"И сердце засмеется и заплачет",

"Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске"

Градация

Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

Примеры:
"Возвращаюсь к природе, к себе,
К первозданной основе и сути
.",

"И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть и жизнь
при встрече с ней..."

"Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи
огней"

Оксюморон

Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).

[table “49” not found /]

Риторический вопрос

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.

Примеры:
"Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?"

"А если это так, то что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Риторическое обращение

Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Примеры:
"Замолкни, Муза мести и печали!",

"О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик"

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.

Примеры:
"О, я при­вык к этим ризам
Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!"

"Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!"

Параллелизм

Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.

Примеры:
"Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.
",

"верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»
",

"В нем глядит подозрительно каждый портрет.
В нем насупился замкнуто каждый предмет.
",

"«Есть божий суд...» — метель ревела в окна.
«Есть божий суд...» — весной стонала Волга
"

Парцелляция

Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

Примеры:
"Очень трудно ему.
На войне было легче.
Жизнь идет.",

"Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.",

"Так люби. И целуй. И молчи.",

"Ветер.
Ветер.
Ветер тополиный
Золотую песню расплескал...".

Антитеза

Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.

Примеры:
"Отказ идет как обещанье:
Нет на словах - на деле да.",

"Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять"

"Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна",

"И сердце засмеется и заплачет",

"Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске"

Градация

Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.

Примеры:
"Листвою желтой, блеклой,
Слезливой, мертвой мглой
Постукивает в стекла
Октябрьский дождик злой",

деревню, к тетке, в глушь, в Саратов",

"Не жалею, не зову, не плачу",

"Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет
,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет
"

"И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?",

"Все уныло, пусто, мертво,
Все, куда ни кинем взгляд",

"Что мне законы Бытия?
Здесь философия простая:
а что для них, по сути, я -
так, - строчка, буква, запятая».

Эллипсис

Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.

Примеры:
Мои все радости - в стакане,
Мой гардероб лежит в ряду,
Богатство - в часовом кармане,
А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов находятся/лежат),

"Богатство - в часовом кармане,
А сад - в Таврическом саду." (тире - пропуск слов есть/ располагается)

Бесссоюзие

Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.

Примеры:
"Год был ягодный,
Год грибной
,
С яркой радугой
За спиной.",

"Сидит торговка: ноги, груди,
Платочек, круглые бока
.",

"Молись, молись! туман пройдет,
Туман пройдет, звезда блеснет,
Звезда блеснет приветнее,
Приветнее, прилучнее
!"

Многосоюзие

Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.

Примеры:
"Но этот воздух смерти и свободы,
И розы, и вино, и счастье той зимы",

"Вошла, как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива,-
И шепот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!",

"Машина и пашет, и жнет,
и молотит на славу."

Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?

  • В заданиях 10 — 11.
    Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?

  • В задании 13.
    Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)