Художественное время и пространство

Время и пространство в художественном произведении — условные категории, так как они не совсем соотносятся с временем и пространством в реальном мире. Автор может в секунду переключаться от одного временного промежутка к другому, а также в момент преодолевать пространство, достаточно лишь сказать «там-то происходит то-то». Разумеется, в реальной жизни такое не возможно, а потому мы говорим об условности этих категорий.

Художественное время

Художественное время — это воспроизведение автором времени в произведении.

Особенности художественного времени:

  • Время изображается в произведении не потоком, а представлено частями. Авторы не пишут о том, что происходит с героем каждый час, они выделяют только главные события. Представьте, какое произведение получилось бы из «Войны и мира», пиши Толстой о ежедневных делах каждого героя? Такое было бы больно писать и читать. Однако дискретность (прерывистость) лишает такого удовольствия, делая повествование динамичнее, а героев выразительнее.
    • Из этого вытекает еще одно — изображаемое время отличается от реального. В произведении время пластично — автор распоряжается им так, как ему удобно: может донельзя растягивать, а может пропускать часы, дни, годы.
      • В большинстве случаев художественное время короче «реального». Можно сказать, что это сделано для экономии художественных средств.
  • Автор может не указывать время действия или, наоборот, делать на нем акцент.
    • Конкретизации времени служат привязка действия к определенному историческому событию (эпохе) или цикличность (время года, суток).
  • В лирических отступлениях время может быть «перемотано» в будущее и в прошлое («спустя пять лет», «два месяца назад») или остановлено;
  • Учет временной организации необходим для корректного восприятия текста (хронология «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
  • Условность времени зависит от рода литературы: в лирике время абстрактно, так как оно опосредовано внутренним миром лирического героя; в драме время и пространство замкнуты, так как данный род ориентирован на театр; в эпосе есть повествователь, сжимающий или растягивающий время, а значит оно может изображаться по-разному.

Типология времени в художественном произведении

Буду честна, что типология для сдачи ЕГЭ по литературе едва ли пригодится. Вы можете ознакомиться, зафиксировать различия, но учить это необязательно:

  • непрерывное (последовательное);
  • прерывистое (возвращение читателя в прошлое, авторская отсылка к какому-либо событию);
  • замкнутое (не выходит за пределы сюжета);
  • открытое (связанное с определенной эпохой);
  • событийное (когда автор фиксирует события или действия, существенно меняющие или человека, или взаимоотношения людей);
  • бессобытийное («реальное» время равно нулю, например, при описаниях)
  • авторское (события могут описываться не полностью, в стиле автора).

Пространство в художественном произведении

Художественное пространство — это место, где размещены события или герои произведения.

Особенности художественного пространства:

  • Пространство в литературе так же условно и дискретно, как и время. Автор может наделить пространство такими деталями, что они будут влиять на героев, а может дать их для фона (бытового или исторического).
    • Здесь уместно сказать про абстрактное и конкретное пространство. Абстрактное пространство не имеет выраженных особенностей и не влияет на характеры персонажей. Конкретное время, наоборот, активно влияет на суть изображаемого. Например, в «Преступлении и наказании» Петербург влияет на всех героев в романе.
  • Стиль автора непременно угадывается по пространству в художественном произведении. Например, у Гоголя пространство обычно заполнено какими-нибудь вещами.

Типология пространства в художественном произведении:

У пространства, как и у времени, есть свои виды. Их изучать для подготовки к ЕГЭ не нужно, но можно прочесть, чтобы видеть разницу:

  • замкнутое (комната Обломова);
  • разомкнутое (небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого);
  • реальное (битвы в «Тихом Доне» М. А. Шолохова);
  • условное (смешение реалий в «Пиковой даме» А. С. Пушкина);
  • вертикальное (вверх — «жизненная мечта» («рай» — Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), низ — «дно» («ад» — Америка, куда уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского));
  • горизонтальное («впереди» — будущее, «позади» — прошлое, «здесь», «там»).