Имажинизм

Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, возникшее в 1918 году и просуществовавшее до середины 1920-х годов. Его представители утверждали, что главная цель творчества — создание ярких, самодостаточных образов, которые доминируют над содержанием и формой произведения. Имажинизм стал своеобразным откликом на предшествующие течения, такие как символизм и футуризм, предложив новую эстетику, основанную на метафоричности и эпатаже.

Период существования — 1918 — 1925-е гг.

Имажинизм оформился в 1918 году в Москве с появлением «Ордена имажинистов». Название отсылает к английскому имажинизму — поэтической школе англоязычных авторов (Эзра Паунд, Эми Лоуэлл), которую в России иногда называли «английскими футуристами». Основателями русского имажинизма стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич (ранее связанный с футуризмом) и Сергей Есенин. В 1919 году они опубликовали «Декларацию имажинистов», где провозгласили приоритет образа над смыслом и традиционной поэтической логикой. Движение просуществовало до 1925 года, когда внутренние разногласия и уход Есенина привели к его распаду.

Представители:

Имажинизм объединил поэтов, каждый из которых внёс свой вклад в развитие направления.

Ключевые фигуры:

  • Сергей Есенин — придал имажинизму лиричность и связь с народной традицией («Кобыльи корабли»).
  • Анатолий Мариенгоф — мастер эпатажных и урбанистических образов («Роман без вранья»).
  • Вадим Шершеневич — теоретик направления, разработавший концепцию метафорических цепей («Лошадь как лошадь»).
  • Рюрик Ивнев — поэт тонких и изысканных образов («Солнце во гробе»).
  • Другие участники: Александр Куссиков, Иван Грузинов, присоединявшиеся к «Ордену» в разные периоды.
Другие литературные направления XX века: символизм, акмеизм, футуризм.

Печатные издания:

В введении символистов были печатные издания: «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи — Пихи», «Сандро».

Черты и особенности имажинизма:

  • Главенство образа: Образ — основа поэзии, независимая от сюжета или логики (например, «чёрный воздух» у Есенина).
  • Эпатаж: Провокационные темы и формы, призванные шокировать читателя (Мариенгоф: «кровь на блюде»).
  • Анархические мотивы: Отрицание традиций и общественных норм, особенно у Шершеневича.
  • Метафорические цепи: Насыщенные, часто неожиданные сочетания образов, как в «Пугачёве» Есенина.
  • Самоценность слова: Каждое слово подбирается для усиления образности, а не повествования.
  • Синтез традиций и новаторства: У Есенина — народные мотивы, у Мариенгофа — урбанизм.

Краткая таблица по имажинизму:

Имажинизм
Период1918 - 1925 гг.
ПредставителиСергей Есенин,
Анатолий Мариенгоф,
Вадим Шершневич.
Особенности

  • эпатаж

  • анархические мотивы

  • метафорические цепи из переносного и прямого образа