Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, возникшее в 1918 году и просуществовавшее до середины 1920-х годов. Его представители утверждали, что главная цель творчества — создание ярких, самодостаточных образов, которые доминируют над содержанием и формой произведения. Имажинизм стал своеобразным откликом на предшествующие течения, такие как символизм и футуризм, предложив новую эстетику, основанную на метафоричности и эпатаже.
- Шершеневич, Мариенгоф, Есенин. Имажинизм
- Мариенгоф и Есенин. Имажинизм
Период существования — 1918 — 1925-е гг.
Имажинизм оформился в 1918 году в Москве с появлением «Ордена имажинистов». Название отсылает к английскому имажинизму — поэтической школе англоязычных авторов (Эзра Паунд, Эми Лоуэлл), которую в России иногда называли «английскими футуристами». Основателями русского имажинизма стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич (ранее связанный с футуризмом) и Сергей Есенин. В 1919 году они опубликовали «Декларацию имажинистов», где провозгласили приоритет образа над смыслом и традиционной поэтической логикой. Движение просуществовало до 1925 года, когда внутренние разногласия и уход Есенина привели к его распаду.
- Есенин
- Шершеневич
- Мариенгоф
Представители:
Имажинизм объединил поэтов, каждый из которых внёс свой вклад в развитие направления.
Ключевые фигуры:
- Сергей Есенин — придал имажинизму лиричность и связь с народной традицией («Кобыльи корабли»).
- Анатолий Мариенгоф — мастер эпатажных и урбанистических образов («Роман без вранья»).
- Вадим Шершеневич — теоретик направления, разработавший концепцию метафорических цепей («Лошадь как лошадь»).
- Рюрик Ивнев — поэт тонких и изысканных образов («Солнце во гробе»).
- Другие участники: Александр Куссиков, Иван Грузинов, присоединявшиеся к «Ордену» в разные периоды.
Печатные издания:
В введении символистов были печатные издания: «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи — Пихи», «Сандро».
Черты и особенности имажинизма:
- Главенство образа: Образ — основа поэзии, независимая от сюжета или логики (например, «чёрный воздух» у Есенина).
- Эпатаж: Провокационные темы и формы, призванные шокировать читателя (Мариенгоф: «кровь на блюде»).
- Анархические мотивы: Отрицание традиций и общественных норм, особенно у Шершеневича.
- Метафорические цепи: Насыщенные, часто неожиданные сочетания образов, как в «Пугачёве» Есенина.
- Самоценность слова: Каждое слово подбирается для усиления образности, а не повествования.
- Синтез традиций и новаторства: У Есенина — народные мотивы, у Мариенгофа — урбанизм.
Краткая таблица по имажинизму:
Имажинизм | |
---|---|
Период | 1918 - 1925 гг. |
Представители | Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич. |
Особенности |
|