Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардное литературное направление, возникшее в начале XX века, которое отвергало традиционное отображение реальности и стремилось разрушить устоявшиеся нормы искусства. Оно провозглашало культ нового — машин, скорости, революции — и отрицало ценность прошлого. В России футуризм сначала проявился в живописи (работы Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой), а затем перешёл в литературу, став ярким явлением «Серебряного века».

Живопись Д. Бурлюка
Предпосылки возникновения футуризма:
Футуризм возник под влиянием ряда факторов:
- Кризис символизма: Упадок мистической эстетики и её оторванности от реальности вызвал потребность в радикальном обновлении искусства.
- Технологический прогресс: Урбанизация, развитие техники и индустриализация вдохновили футуристов на воспевание современности.
- Социальные потрясения: Революционные настроения начала XX века в России нашли отражение в бунтарском духе направления.
- Влияние Италии: Манифест итальянского футуриста Филиппо Маринетти (1909) стал импульсом для русских поэтов, хотя они адаптировали идеи под местный контекст.
Футуризм в России
Период существования — 1912 — 1917 ~ 1919-е гг.
Футуризм в России существовал примерно с 1912 по 1917–1919 годы, хотя его отголоски сохранялись и позже. Официально направление оформилось в 1912 году с выходом манифеста «Пощёчина общественному вкусу», созданного группой «Гилея» под руководством Давида Бурлюка. Этот текст провозглашал разрыв с традициями и призывал «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Однако первые ростки футуризма появились раньше: в 1910 году сборник «Садок судей» (группа «будетлян») уже содержал элементы отрицания наследия, а в 1911 году Игорь Северянин упомянул «эго-футуризм» в сборнике «Пролог».
Русский футуризм был неоднороден и включал несколько течений:
- Кубофутуризм («Гилея»): радикальный авангард, эксперименты с формой (представители: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц).
- Эго-футуризм: лирический и утончённый, сосредоточенный на личности поэта (представители: Игорь Северянин, Георгий Иванов, Иван Игнатьев, Рюрик Ивнев, Вадим Шершневич, Василий Гнедов).
- Центрифуга: более мягкий подход, синтез футуризма с традицией (представители: Вадим Шершневич, Рюрик Ивнев, Лев Зак, Сергей Третьяков, Константин Большаков.).
- Мезонин поэзии: кратковременное объединение эстетов-футуристов (представители: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак).

Футуристы
Направления футуризма в России
Направления футуризма | ||
---|---|---|
Название | Особенности | Представители |
Кубофутуристы ("Гилея") | Кубофутуристы стремились соединить принципы кубизма (т.е разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета во времени). | Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц. |
Эгофутуристы | Помимо общей футуристической манеры эгофутуристам характерны культивирование ощущений, использование иноязычных слов, показное себялюбие. | Лидер - Игорь Северянин. Георгий Иванов, Иван Игнатьев, Рюрик Ивнев, Вадим Шершневич, Василий Гнедов. |
"Мезонин поэзии" | Объединение московских эгофутуристов, просуществовавшее несколько месяцев. Не имело манифеста, а значит, явных особенностей. | Вадим Шершневич, Рюрик Ивнев, Лев Зак, Сергей Третьяков, Константин Большаков. |
"Центрифуга" | При построении лирического произведения центр внимания специально смещался на синтаксис. | Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак. |
Особенности футуризма:
- Бунтарство: Противостояние государству, обществу и культурным устоям.
- Массовость: Отражение настроений толпы, энергии революции (Маяковский: «А вы могли бы?»).
- Отрицание традиций: Отказ от классических форм и содержания.
- Экспериментаторство: Новые ритмы, строфы, рифмы (Кручёных: «Дыр бул щыл»).
- Заумный язык: Создание неологизмов и абстрактных слов для выражения подсознательного (Хлебников: «заклятие смехом»).
- Эпатаж: Провокация публики через выступления и манифесты.
Краткая таблица по футуризму
Футуризм | |
---|---|
Период | 1912 - 1917 ~ 1919-е гг |
Представители | Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Игорь Северянин, Георгий Иванов, Иван Игнатьев, Рюрик Ивнев, Вадим Шершневич, Василий Гнедов, Рюрик Ивнев, Лев Зак, Сергей Третьяков, Константин Большаков, Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак. |
Особенности |
|
Понимание футуризма важно для анализа текстов Маяковского, Хлебникова или Северянина на ЕГЭ по литературе.