Символизм (франц. symbole — знак, примета) — литературное течение, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. благодаря творчеству Шарля Бодлера («Цветы зла», «Поэмы в прозе») и получившее развитие в работах Жана Мореаса и Стефана Малларме. Оно распространилось не только в литературе, но и в живописи (Гюстав Моро), музыке (Клод Дебюсси) и театре. В России символизм стал ключевым явлением «Серебряного века», определив лицо русской поэзии начала XX века.
Предпосылки возникновения символизма:
Символизм возник как ответ на духовный и культурный кризис конца XIX века:
- Кризис позитивного мировоззрения: разочарование в материализме и рационализме 1870–1890-х годов подтолкнуло к поиску новых смыслов.
- Обостренное религиозное чувство: упадок традиционной морали вызвал интерес к мистике и духовным исканиям.
- Влияние философии: идеи Шопенгауэра (о мире как воле и представлении), Ницше и Канта легли в основу символистской эстетики, где искусство стало способом постижения скрытой реальности.
Эти факторы создали почву для направления, отвергающего прямолинейное изображение мира в пользу символов и иносказаний.
Символизм в России
Период существования — 1890 — 1910-е гг.
Символизм в России охватывает период с 1890-х по 1910-е годы и считается одним из ярчайших проявлений модернизма. Его рождение связано с 1892 годом, когда Дмитрий Мережковский опубликовал сборник «Символы. Песни и поэмы», ставший первым манифестом течения. В этом сборнике прослеживается острое религиозное чувство и ощущение «мистической тайны бытия», ранее не характерное для русской литературы. Вторым манифестом стала лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), где он призывал соединить искусство с религией, утверждая, что мистическое содержание и символы расширят горизонты словесности. Его идеи вызвали резонанс и привлекли таких поэтов, как Зинаида Гиппиус и Валерий Брюсов.
К началу XX века лидером символистов стал Брюсов, который разработал концепцию направления, опираясь на философию и утверждая, что искусство — это выражение личности художника. Символизм разделился на два потока: «старших» и «младших» символистов, различающихся по времени появления и акцентам в творчестве.
Два потока символизма в России
- «Старшие символисты» (первая половина 1890 гг.).
Представители «старосимволистов»: Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб (Тетерников).
- Иннокентий Анненский
- Валерий Брюсов
- Зинаида Гиппиус
- «Младшие символисты» (1900- е годы).
Представители «младосимволистов»: Андрей Белый (Борис Бугаев), Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский).
- Андрей Белый
- Александр Блок
- Вячеслав Иванов
На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.
Печатные издания символистов в России
В введении символистов были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».
- Журнал «Аполлон»
- Журнал «Весы»
Предтечи символизма
Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.
Черты и особенности символизма:
- Символ как основа: Действительность отражается через многозначные образы-символы, раскрывающие скрытые смыслы (например, ночь у Блока — символ тайны и хаоса).
- Два мира: Противопоставление реального и потустороннего, доступного лишь через интуицию.
- Звукопись: Разработка музыкальности стиха, где ритм и звучание усиливают образ (у Анненского — тонкие звуковые переливы).
- Религиозные искания: Поиск духовного начала, как в «Чаше метелей» Иванова.
- Мистическое восприятие: Постижение мира через иррациональное и подсознательное.
Краткая таблица по символизму
Символизм | |
---|---|
Период | 1890 - 1910 гг. |
Представители | Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб, Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис. |
Особенности |
|