Символизм в литературе

Символизм (франц. symbole — знак, примета) —  литературное течение, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. благодаря творчеству Шарля Бодлера («Цветы зла», «Поэмы в прозе») и получившее развитие в работах Жана Мореаса и Стефана Малларме. Оно распространилось не только в литературе, но и в живописи (Гюстав Моро), музыке (Клод Дебюсси) и театре. В России символизм стал ключевым явлением «Серебряного века», определив лицо русской поэзии начала XX века.

Символизм С.Н. Лукьянов

Символизм С.Н. Лукьянов

Предпосылки возникновения символизма:

Символизм возник как ответ на духовный и культурный кризис конца XIX века:

  • Кризис позитивного мировоззрения: разочарование в материализме и рационализме 1870–1890-х годов подтолкнуло к поиску новых смыслов.
  • Обостренное религиозное чувство: упадок традиционной морали вызвал интерес к мистике и духовным исканиям.
  • Влияние философии: идеи Шопенгауэра (о мире как воле и представлении), Ницше и Канта легли в основу символистской эстетики, где искусство стало способом постижения скрытой реальности.

Эти факторы создали почву для направления, отвергающего прямолинейное изображение мира в пользу символов и иносказаний.

Символизм в России

Период существования — 1890 — 1910-е гг.

Символизм в России охватывает период с 1890-х по 1910-е годы и считается одним из ярчайших проявлений модернизма. Его рождение связано с 1892 годом, когда Дмитрий Мережковский опубликовал сборник «Символы. Песни и поэмы», ставший первым манифестом течения. В этом сборнике прослеживается острое религиозное чувство и ощущение «мистической тайны бытия», ранее не характерное для русской литературы. Вторым манифестом стала лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), где он призывал соединить искусство с религией, утверждая, что мистическое содержание и символы расширят горизонты словесности. Его идеи вызвали резонанс и привлекли таких поэтов, как Зинаида Гиппиус и Валерий Брюсов.

К началу XX века лидером символистов стал Брюсов, который разработал концепцию направления, опираясь на философию и утверждая, что искусство — это выражение личности художника. Символизм разделился на два потока: «старших» и «младших» символистов, различающихся по времени появления и акцентам в творчестве.

Другие литературные направления XX века: акмеизмимажинизм, футуризм.

Два потока символизма в России

  • «Старшие символисты» (первая половина 1890 гг.).
    Представители «старосимволистов»: Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб (Тетерников).
  • «Младшие символисты» (1900- е годы).
    Представители «младосимволистов»: Андрей Белый (Борис Бугаев), Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский).

На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.

Печатные издания символистов в России

В введении символистов были печатные издания: журналы «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», издательства «Скорпион», «Оры».

Предтечи символизма

Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.

Черты и особенности символизма:

  • Символ как основа: Действительность отражается через многозначные образы-символы, раскрывающие скрытые смыслы (например, ночь у Блока — символ тайны и хаоса).
  • Два мира: Противопоставление реального и потустороннего, доступного лишь через интуицию.
  • Звукопись: Разработка музыкальности стиха, где ритм и звучание усиливают образ (у Анненского — тонкие звуковые переливы).
  • Религиозные искания: Поиск духовного начала, как в «Чаше метелей» Иванова.
  • Мистическое восприятие: Постижение мира через иррациональное и подсознательное.

Краткая таблица по символизму

Символизм
Период1890 - 1910 гг.
ПредставителиИннокентий Анненский,
Валерий Брюсов,
Зинаида Гиппиус,
Дмитрий Мережковский,
Николай Минский,
Федор Сологуб,
Андрей Белый,
Александр Блок,
Вячеслав Иванов,
Сергей Соловьев,
Эллис.
Особенности

  • символы используются для отражения действительности;

  • два мира (реальный и потусторонний);

  • звукопись;

  • религиозные искания;

  • мистическое постижение мира